Печать

 

Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у учащихся. На уроке все события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Формированию у учащихся пространственных представлений способствует работа с исторической картой.

Не смотря на то, что первое знакомство школьников с картой происходит в начальной школе, где они при изучении курса «Окружающий мир» знакомятся с картами, глобусом и в ходе практической деятельности усваивают элементарные приёмы чтения плана, карты (в первую очередь географической), в 5 классе знания и умения, необходимые для работы с картой, присутствуют фрагментарно и зачастую их необходимо формировать заново.

Учитель истории начинает работу с картой в 5 классе с первых уроков, используя настенную и электронную карты, ученики работают с картой учебника и атласом.

На примере первой карты «Места обитания и расселения древнейших людей» разбираем части света - Африка, Европа, Азия (места зарождения первых цивилизаций), обращаясь к физической карте мира при локализации в мировом масштабе цивилизаций древнего мира, используя прием «наложения» карт: учащимся предлагается сопоставить изображение одной и той же местности на исторической карте с условными знаками для изучения данной страны на определённый период и на карте физической, где такие условные обозначения отсутствуют. Так создаётся ситуация затруднения: ученики должны сами убедиться в необходимости соотносить общие ориентиры на обеих картах.

У учащихся часто возникают трудности с определением сторон света (географических направлений) при ориентировании на карте. С помощью карандаша и линейки прочерчиваем линии север-юг, запад-восток. Перечисляем названия географических и исторических объектов, лежащих в соответствующих секторах. Затем прочерчиваем промежуточные направления: юго-запад – северо-восток и северо-запад – юго-восток. Перечисляем объекты, лежащие в данных географических зонах на представленной карте. Для дальнейшей работы учащиеся изготавливают из картона прорезные «компасы», которые можно наложить на карту.

Пятиклассники очень часто не воспринимают карту как источник информации, поэтому очень важно научить их работать с легендой карты и читать условные обозначения. В первую очередь, обращаем внимание учащихся на название карты: в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение. Для понимания роли легенды как опоры в действиях с картой возможен такой вариант ознакомления с условными обозначениями карты: «Карта начинается с легенды – таблички в нижней её части. Познакомьтесь с каждым условным значком легенды, прочитайте его – и вы легко отыщете на карте то, что вам нужно». При изучении легенды карты обращаем внимание на отличие исторических карт от географических: привычные учащимся цвета на исторических картах могут иметь совсем другое значение (зеленым цветом обозначаются не только низменности, но и места древнейших районов земледелия, оазисы). С каждой последующей картой вводятся новые условные обозначения, поэтому целесообразно создать в тетради пополняемую памятку условных обозначений. Необходимо обратить внимание учащихся еще на одну особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов. Если на физической карте все статично, то на исторической можно увидеть возникновение государств и изменение их территорий, пути движения войск и торговых караванов.

Следующий этап работы – учимся определять местоположение объекта (страны). Школьники под руководством учителя определяют местоположение страны (в какой части света находится, какими морями омывается), признаки государства (граница, столица, государства- соседи), устанавливают связь географического положения с климатом, растительным и животным миром, хозяйством. Например: «Египет расположен в северо-восточной части Африки в долине реки Нил». При этом учитель объясняет, что необходимо указывать ориентиры: материки, океаны

или моря, реки, озёра, горы, а иногда и соседние страны. Разбирая географическое положение Египта и об особенности природной среды данного региона, учитель задает наводящие вопросы: «Сравните местоположение Архангельской области и Египта. Определите, где расположен Египет относительно Архангельской области (севернее, южнее, западнее, восточнее)? Сделайте вывод о климате Египта. Внимательно рассмотрите карту и скажите, чем могли заниматься местные жители в данных условиях?»

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами — разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

При изучении темы «Древняя Индия» учащимся, используя карты «Древняя Индия в 2500 – 200гг до н.э.», «Карта Восточного полушария к третьей четверти Vв. до н.э.», «Физическая карта Восточного полушария», можно предложить следующие задания: покажите на карте Индию и скажите, где она расположена. Найдите на карте Междуречье и определите, в каком направлении (на север, на юг) надо двигаться, чтобы попасть в Индию. Сравните размеры Индии и Египта и сделайте вывод.

Чтобы легче находить изучаемые объекты, рекомендуется географические контуры крупных земельных массивов сравнивать с чем-то похожим на них и легко запоминающимся. Действительно, Апеннинский полуостров напоминает сапог, Скандинавский - фигуру лежащего льва; Пиренейский - профиль головы в капюшоне; Сицилия - треугольник; Черное море - боб; Каспийское - фигуру животного, держащего кость во рту. Следует подчеркнуть, что название полуостровов не совпадает с названиями расположенных на них стран. Например, на Балканском полуострове располагались Древняя Греция, Македония, Фракия.

На вводных уроках по темам «Древняя Индия», «Древний Рим», при изучении географического положения и природных условий, уместно использовать меловую картосхему или картосхему, созданную с помощью графического редактора Paint. Методическое преимущество картосхемы заключается в том, что она содержит ограниченную и необходимую информацию для определенного урока, кроме того, информативная нагрузка увеличивается в такой схеме постепенно, на глазах учащихся, и легче усваивается ими. Детям для работы могут быть предложены следующие вопросы: В какой части света расположена страна? В чем особенность территории, на которой располагается страна? Определите по карте, водами каких морей(океанов) омывается территория страны? Какие географические ориентиры мы можем отметить на схеме (реки, горы)?

Особо стоит сказать о картах, картосхемах битв и военных действий. Работа с картой в данном случае способствует развитию речи обучающихся. Рассказывая о том или ином сражении, обучающемуся рекомендуется придерживаться заранее обговоренного плана изложения: характеристика местности, чем местность удобна или не удобна для расположения войск, прикрыты ли фланги и фронт лесом, рекой, оврагами, вывод: удачно ли выбрано место сражения.

В 5 классе особое внимание необходимо уделить работе с контурными картами, которые являются одним из средств практического обучения истории. Работа с контурными картами способствует лучшему осмыслению и закреплению в памяти содержания исторической карты. Она содержит элементы творчества: выбор учениками цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных знаков, придумывание своих условных обозначений. Контурные карты используются при изучении и закреплении нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках, в качестве проверочных работ. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем

ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности на ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Постепенно задания усложняются. На основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.

Приступая к работе с контурными картами, необходимо разъяснить школьникам, как их заполнять. Для этого можно раздать учащимся памятки.

 

Памятка «Как работать с контурными картами»

1.Пишите разборчиво, небольшими по размеру буквами (можно печатными), чтобы они не занимали много места на карте. Кроме того, название реки не должно закрывать собой её течение или пересекать его. Названия городов следует располагать поблизости от условного знака, который обозначает город, - кружка.

2.Используемые вами условные знаки также должны быть не очень большими и располагаться в пределах той или иной страны, вблизи географических объектов (городов, рек, морей и т.д.), с которыми они связаны.

3.Закрашивайте указанную в задании территорию аккуратно цветными карандашами, а не красками или фломастерами. Закраска не должна быть слишком яркой, иначе не будут видны обозначенные вами объекты: города, реки, торговые пути, места сражений и т.д. Следите, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок территории.

4.На каждой карте (даже если нет таких заданий) обязательно подписывайте основные географические объекты: названия океанов, морей, рек, полуостровов и островов и т.д., контуры которых даны на карте. Они не только помогут вам более наглядно представить тот или иной район земного шара, ту или иную страну, но и дадут ориентиры для выполнения конкретных заданий.

5.В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить её «легенду» (на специально отведённом на карте месте или на полях карты): 1) обозначить условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы; 2) подписывать, что обозначает каждый из условных знаков. Например, значок, которым вы обозначите места стоянок первобытных людей, вид и цвет стрелки, которой вы обозначаете направления завоевательных походов, цвета закрашенных вами территорий и т.д.

После заполнения пятиклассниками первых контурных карт необходимо проверить их, разобрать ошибки и недочёты, отобрать лучшие работы и устроить выставку. Это поможет школьникам наглядно увидеть, как надо правильно заполнять контурную карту.

Таким образом, к концу изучения курса истории Древнего мира, у учеников будут сформированы основные картографические знания и умения: узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство: географические направления, части света; определять хронологический период, определять последовательность событий и явлений; читать легенду карты; представлять историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа.

В результате, к концу 5 класса дети перестают бояться карты, успешно работают на уроках с историческими картами и выполняют картографические задания, что позволяет перейти на более высокий уровень – освоение техники «ментальной карты», как наиболее полного отражения пространственно- исторических представлений, позволяющую сформировать такую учебно-познавательную компетенцию, как восприятие картины мира.